
Закон на стороне детей.
В связи с этим, были разработаны Методические рекомендации
“Выявление признаков нарушения настроения и тревоги в детском и подростковом возрасте
(утв. протоколом Ученого Совета НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.09.2024 N 7), из которых следует конкретные определения терминов настроение и тревога:
«Настроением называется продолжительный эмоциональный фон невысокой интенсивности, на котором обычно протекают психические процессы. Настроение может быть ровным (эйтимическим), пониженным (гипотимическим), повышенным (гипертимическим), тревожным. Не связанные с ситуацией или чрезмерно выраженные варианты гипертимического, гипотимического и тревожного настроения могут быть признаками нервно-психического расстройства.
Тревога – эмоция, связанная с дефицитом информации, неопределенностью. По мере роста и сепарации от родительской семьи, ребенок формирует свои телесные границы (чувство стыда наготы) и границы своей души, развивается самосознание. Это сопровождается чувством тревоги. Характерно амбивалентное желание стать автономным и страх становиться взрослым. Таким образом уже в детстве закладывается тревога, которую Карен Хорни назвала базальной тревогой. Ее уровень постоянно колеблется и во многом зависит от возраста ребенка, стиля воспитания в семье и жизненных обстоятельств, влияет на формирование личности».
Что влияет на ухудшение настроения у детей и на формирования у них тревожного расстройства:
- Макросоциальные факторы, среди которых особенно важны интернет-зависимость и проблемное использование интернета детьми и подростками.
- Семейные факторы при конфликтных отношениях в семье, нарушениях функционирования семейной системы, при противоречивом воспитании, при воспитании по типу гипо- или гиперпротекции, отвержению. Особенно пагубно сказывается на психике ребенка игнорирование его потребностей в сочетании с социально предписываемым перфекционизмом.
- Неблагоприятная школьная ситуация
Если вы заметили у своего ребенка факты самоповреждения, немедленно принимайте меры, такие как: разговор, выяснение причин способствующих наличию данного поведения и срочное обращение за помощью к психологу, психотерапевту, неврологу.
Помните, что в каждой школе должен быть штатный психолог. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
- психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
- коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
- комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
- помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Если школьный психолог отказал вам в помощи, ваше право написать жалобу директору школы, далее – в Министерство образования. Также в случае получения, по вашему мнению, некачественной психологической помощи, вы вправе отказаться от психолого-педагогического сопровождения своего ребенка. Все манипуляции, опросы, тесты, направленные на совершеннолетнего ребенка должны проводиться только с разрешения его законного представителя.