Административное правонарушение

Без рубрики

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ). Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки:

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;
2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения – это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.

71 Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения – это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ (“Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего”) не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.

Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак “характер совершения”), и именно в общественных местах (признак “место”).

3) Субъект административного правонарушения – физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения – любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения – должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения – военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения – это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”.

 С сайта logos-pravo.ru

Виды административных правонарушений

Классификация видов административных правонарушений включает два основных критерия:

  • объект посягательства – собственность, общественный порядок, нравственность и т.д.;
  • направленность деяния – отдельную отрасль государственного управления (экологию, сельское хозяйство, торговлю, промышленность и другое).

На основе указанных критериев КоАП РФ объединяет виды административных правонарушений в следующие группы:

Административные правонарушения, посягающие на права граждан, например:

  • нарушение законодательства о свободе вероисповедания, свободы совести;
  • нарушение законодательства о митингах, шествиях, собраниях и демонстрациях;
  • принуждение к отказу или к участию в забастовках;
  • нарушение законодательства о труде и об охране труда;
  • неисполнение своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей их родителями или законными представителями;
  • увольнение работников в связи с объявлением забастовки;
  • нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей и другое.

Административные правонарушения, посягающие на общественную нравственность, а также здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, например:

  • сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией;
  • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде;
  • незаконное занятие частной медицинской практикой либо народной медициной;
  • оборот либо хранение, равно как употребление наркотических средств без назначения врача и другое.

Административные правонарушения в сфере охраны собственности, например:

  • самовольная добыча янтаря;
  • самовольное занятие земельного участка, в том числе, участка лесного фонда;
  • нарушение правил пользования жилыми помещениями;
  • пользование без разрешения водными объектами;
  • уничтожение либо повреждение чужого имущества и другое.

n_3725_74825_0 Административные правонарушения в сфере охраны окружающей природной среды, например:

  • порча земель;
  • нарушение требований охраны недр, водных объектов и атмосферного воздуха;
  • искажение экологической информации;
  • незаконная порубка, уничтожение деревьев, кустарников и мест обитания животных и другое.

Административные правонарушения в строительстве, энергетике и промышленности, например:

  • нарушение требований нормативных документов в указанных сферах;
  • повреждение электрических сетей;
  • непроизводительное расходование энергетических ресурсов и другое.

Административные правонарушения в области ветеринарии и сельского хозяйства, например:

  • нарушение правил карантина животных;
  • непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и другое.

Административные правонарушения на транспорте, например:

  • действия, угрожающие безопасности полета, движению водного и железнодорожного транспорта;
  • нарушений правил пожарной безопасности на воздушном, железнодорожном и морском транспорте;
  • безбилетный проезд и другое.

Административные правонарушения в сфере дорожного движения, например:

  • управление транспортом водителем, не имеющим права управления;
  • управление транспортом водителем, находящимся в состоянии опьянения;
  • нарушение ПДД водителями или пешеходами;
  • невыполнение требований об остановке транспортного средства и другое.

Административные правонарушения в сфере связи и информации, например:

  • самовольное строительство, установка или проектирование высокочастотных устройств;
  • незаконная деятельность в сфере защиты информации;
  • нарушение порядка распространения или изготовления продукции СМИ и другое.

Административные правонарушения в сфере предпринимательства, например:

  • выполнение предпринимательской деятельности без регистрации в государственных органах либо без лицензии;
  • нарушение порядка ценообразования;
  • ограничение свободы торговли;
  • обман потребителей;
  • фиктивное банкротство;
  • нарушение сбора и обработки сведений, составляющих кредитную историю и другое.

Административные правонарушения в сфере налогов и финансов, например:

  • нарушение сроков предоставления налоговой декларации;
  • нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах;
  • незаконные сделки с ценными бумагами и другое.

Административные правонарушения в сфере таможенного дела, например:

  • незаконное перемещение товаров и средств через границу РФ;
  • недекларирование товаров и транспортных средств;
  • нарушение сроков уплаты налогов и сборов, которые необходимо уплатить за товары, перемещенные через границу РФ и другое.

Административные правонарушения, посягающие на институты гос.власти, например:

  • незаконное ношение государственных наград;
  • невыполнение законных требований депутата ГД или членов Совета Федерации;
  • невыполнение законных требований прокурора и другое.

Административные правонарушения в сфере защиты Государственной границы РФ, например:

  • нарушение иммиграционных правил;
  • реализация иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ без разрешения;
  • незаконный провоз лиц через границу РФ;
  • нарушение режима пребывания на территории РФ иностранными гражданами либо лицами без гражданства и другое.

Административные правонарушения против порядка управления, например:

  • неповиновение законному распоряжению сотрудника правоохранительных органов;
  • неповиновение в срок законным распоряжениям и предписаниям должностных лиц;
  • умышленная порча либо утрата по небрежности удостоверения личности гражданина;
  • подделка документов, печатей и бланков, их использование и другое.

Административные правонарушения против общественного порядка и безопасности, например:

  • мелкое хулиганство;
  • нарушение сроков регистрации оружия, в том числе, сроков постановки его на учет;
  • нарушение требований режима чрезвычайных положений;
  • незаконная деятельность в сфере частного сыска;
  • распитие спиртосодержащих напитков в общественных местах, равно как и появление в этих местах в состоянии опьянения и другое.

Административные правонарушения в сфере воинского учета, например:

  • уклонение от медицинского обследования;
  • неисполнение обязанностей по воинскому учету гражданами;
  • порча или утрата документов воинского учета, осуществленная умышленно;
  • несообщение сведений о гражданах, которые состоят либо обязаны состоять на воинском учете и другое.

 С сайта pravovedus.ru

В этой статье вы узнали, что такое административное правонарушение. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Минута Права».

Оцените автора
Минута Права
Добавить комментарий