Работа осужденным по ст. 47 УК РФ

Уголовное право

Статья 47 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет, на какую работу могут претендовать осужденные. Запрещено занимать должности на государственной службе, в органах самоуправления

либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Это наказание может применяться как основное, так и дополнительное наказание.

Ответственность за исполнение этого вида наказания лежит на уголовно-исполнительных инспекциях по месту жительства осужденного. Закон (часть 3 статьи 33 Уголовно-исполнительного кодекса) возлагает на них обязанность вести учет людей, осужденных к этому виду наказания.

Получив копию судебного приговора, уголовно-исполнительная инспекция вызывает осужденного для регистрации и разъясняет ему условия отбывания наказания, его права и обязанности, а также законные последствия неисполнения приговора суда; об учете этих осужденных немедленно уведомляет суд, вынесший приговор.

Нормы, определяющие порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, размещены во втором разделе Особенной части Уголовно-исполнительного кодекса РФ (главы 4—9).

Альтернатива лишению свободы

К этой группе наказаний закон относит: обязательные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, а также дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Их объединение в отдельную группу обусловлено тем, что они исполняются в условиях, не требующих изоляции осужденных от общества.

Такие наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, обычно используются в качестве альтернативы уголовному наказанию в виде лишения свободы за преступления небольшой и средней тяжести.

Эти наказания различаются по строгости и связанным с ними ограничениям прав и свобод осужденных. Некоторые применяются только в качестве основных видов наказаний (обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы). Другие – как основные, так и дополнительные виды наказаний (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью). Третьи — только в качестве дополнительного вида наказания (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград).

Общие положения и принципы исполнения наказаний, применения уголовно-правовых мер, закрепленные в нормах Общей части УИК РФ, полностью распространяются на юридическое регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

Бремя воспитания лежит на УИИ

Уголовно-исполнительные инспекции контролируют соблюдение у осужденных запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, где работают осужденные, и соответствующими органами, имеющими право аннулировать разрешение на занятие определенной запрещенной деятельностью.

Должностные лица уголовно-исполнительной инспекции периодически проверяют место и должность трудоустройства осужденных. Контроль осуществляется путем изучения документов, запроса копий из приказов администрации, характеристик осужденных и других документов, посещения осужденных на месте работы и разговора с ними и т. д.

Закон обязывает уголовно-исполнительные инспекции организовывать воспитательную работу с осужденными. При призыве или поступлении на военную службу или альтернативную гражданскую службу осужденных, инспекции направляют копию судебного приговора в военный комиссариат или на место службы осужденных для выполнения данного наказания в ходе службы (часть 5 статьи 33 УИК).

Исполнительный орган

Главным исполнителем данного вида наказания является администрация организаций, где работают осужденные. Закон специально указывает, что требование судебного приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является обязательным для администрации организации, где работает осужденный (часть 1 статьи 34 УИК).

Эта норма закона распространяется на организации любой организационно-правовой формы независимо от того, является ли эта организация основным местом работы осужденного или работник является ее совместителем.

Согласно части 2 статьи 34 УИК, администрация организации, где работает осужденный, обязана в течение трех дней после получения копии судебного приговора и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью и направить в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного уведомление об исполнении требований приговора.

В этом случае администрация прекращает трудовой договор с осужденным путем выдачи приказа с ссылкой на пункт 4, часть 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ без выплаты выходного пособия, и без требования согласия профсоюзного комитета.

Закон требует, чтобы администрация предоставляла по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания. При изменении или прекращении трудового договора с осужденным администрация обязана в течение трех дней сообщить об этом уголовно-исполнительной инспекции.

Один из субъектов, участвующих в исполнении этого вида наказания, включает органы, вправе аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью и имеющие право выдавать такие разрешения (например, Государственная инспекция безопасности движения (ГИБДД), органы, осуществляющие лицензирование определенных видов деятельности). Согласно части 1 статьи 35 УИК требования судебного приговора о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательны для этих органов.

Уполномоченные органы в течение трех дней после получения копии судебного приговора и уведомления уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие деятельностью, запрещенной осужденному, например, охотой, детективной или охранной деятельностью, управлением транспортным средством.

Эти органы также должны изъять соответствующий документ, подтверждающий право заниматься указанной деятельностью (например, охотничий билет, водительские права, лицензию на детективную или охранную деятельность) и направить уведомление об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

Зачет – не зачет

При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок этого дополнительного наказания исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения (часть 2 статьи 36 УИК).

Требование судебного приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью действует на протяжении всего срока отбывания осужденным указанных видов наказания.

Исчисление срока исполнения этого наказания осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями, которые отражают начало и окончание срока исполнения данного вида наказания в соответствующих документах.

Согласно закону (часть 1 статьи 36 УИК) время, в течение которого осужденный фактически занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной деятельностью, не учитывается в сроке указанного наказания.

Решение об неучете определенного времени в срок исчисления наказания принимает начальник уголовно-исполнительной инспекции на основе имеющихся у него документов (копии приказов, справки, объяснения осужденного и др.). Решение об неучете определенного времени в сроке исполнения наказания может быть обжаловано осужденным в суде.

Неисполнение приказа суда

За неисполнение приказа суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью несут ответственность как осужденные, так и должностные лица и сотрудники организаций, где работают осужденные.

В соответствии со статьей 38 УИК РФ представители власти, государственные служащие, должностные лица органов местного самоуправления, сотрудники государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, упорно не выполняющие вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Неисполнение приказа суда со стороны упомянутых должностных лиц и сотрудников организаций, где работают осужденные, может проявиться в: невыполнении указов суда об увольнении осужденного с должности, запрещенной к заниманию; фактическом возложении на осужденного обязанностей запрещенной должности; отказе от выполнения требования приговора об аннулировании разрешения на занятие запрещенной деятельностью. Однако юридическая ответственность указанных лиц возникает только в случае упорного неисполнения вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта. Под упорным понимается продолжение неисполнения приказа или иного судебного акта после письменного уведомления уголовно-исполнительной ин

Оцените автора
Минута Права
Добавить комментарий