Навязывание услуг

Права потребителей

Навязывание услуг — одна из самых серьезных проблем российского потребителя; как защититься от навязывания услуг — читайте здесь.

Попытки вынудить покупателя приобретать ненужные ему дополнительные услуги и совершать незапланированные расходы квалифицируются как нарушение прав потребителя. И такие действия чреваты наступлением административной ответственности.

В статье № 16 закона о защите прав потребителей оговаривается, что продавец не может навязывать в качестве дополнения к основному товару некие дополнительные услуги и товары.

Если покупатель в итоге теряет деньги и нарушаются его права как потребителя, продавец обязан компенсировать все убытки покупателя.

Заключенный между покупателем и продавцом договор в этом случае считается недействительным.

При этом недействительной считается не вся сделка, а только та ее часть, которая противоречит интересам покупателя. Остальные составляющие договора считаются действующими и вполне юридически сильны.

Давайте ответим на вопрос, каковы основные права потребителя.

Итак, в числе прав покупателя, потребителя и пользователя:

  • Выбор, основанный на свободном волеизъявлении.

  • Невозможность навязывания услуги или товара.

  • Покупатель может претендовать на компенсацию убытков.

Факт навязывания услуг порой невозможно доказать. Чаще всего вместе с продажей нужного товара, покупателю навязываются непопулярные услуги, устаревший товар. В этих случаях продавцы упирают на то, что разделять товар и услугу невозможно.

Если покупатель не в силах доказать свое мнение продавцу, ему на помощь приходят сторонние организации и государственные учреждения.

В частности, суд, организация по защите прав потребителей, муниципальные органы власти.

В числе основных организаций на федеральном уровне, в чью компетенцию входит контроль за соблюдением прав потребителей — Роспотребнадзор.

Часто банки, иные финансовые учреждения навязывают потребителю при заключении кредитного договора страхование жизни или здоровья. Граждане, неграмотные в правовом отношении, соглашаются с навязанной банком услугой страхования, которая присовокупляется к выплатам по кредиту.

При том, что они могут не подписывать договор по страховке и банк не может отказать потребителю в кредите. Поскольку страховка в данном случае лишь дополнительная услуга, то есть потребитель может на нее согласиться, а может и отказаться от нее.

И отказ клиента не значит, что ему можно отказать в кредите. Это прямое нарушение прав потребителя.

Если кредит заключается на условии страхования, он может быть признан недействительным и клиент вправе получить все средства, затраченные на навязанную страховку.

Страхование заложенного имущества — единственное исключение, здесь страхование — обязательное условие.

Если в кредитном договоре навязываются страховые услуги, в нем могут быть отражены такие неправомерные условия, как

Страховка навязывается как обязанность заемщика.

  • Не оговорена возможность отказаться от страховки.

  • Если договор не может быть изменен.

  • Нет возможности потребителю самому выбрать страховую компанию.

  • Нельзя выбрать способ оплаты услуг страховщика.

  • Банк оговаривает скидки по кредиту в случае, если будет заключен страховой договор.

Навязывают услуги страхования страховые фирмы во время оформления полиса ОСАГО.

Приобретая страховку, которая потребителю не нужна, растут ненужные для потребителя расходы.

Гражданский кодекс предусматривает невозможность отказать потребителю в предоставлении ему услуги, которая потребителю нужна. Однако приобретение одной услуги или товара не должно обуславливать приобретение другой услуги.

Имея весь пакет документов, необходимых для оформления страхового полиса ОСАГО, водитель обладает правом оформить страховку без покупки дополнительных страховок.

Если покупателю навязывают услугу, предполагается, что невозможно приобрести необходимую услугу без покупки дополнительных, не нужных услуг, в которых у гражданина нет необходимости.

Именно в таком случае стоит вести речь о нарушенных правах потребителя, признании сделки недействительной и возвращении затраченных гражданином средств ему обратно.

Если же покупателю предлагают дополнительную услугу, но не принуждают ее приобрести вместе с необходимой услугой, такие действия не считаются навязыванием услуги.

Скажем, если в магазине предлагают по акции возможность купить шампунь вместе с бальзамом по скидке — в данном случае нет навязывания товара.

Ведь это дело покупателя — приобрести шампунь без скидки и без бальзама или приобрести шампунь вместе с бальзамом по скидке.

Но если шампунь нельзя приобрести без бальзама при том, что это отдельные категории товара — права потребителя нарушены.

Как потребитель может защититься от навязывания услуг? Вот шесть правил, которые для этого надо соблюдать.

  1. Изучить договор до его подписания.

  2. Выяснять у продавцов условия покупки товара или приобретения услуги и возможности отказа ненужных дополнительных покупок.

  3. Если возникли разногласия в момент подписания договора, обратиться к руководителю учреждения.

  4. Если вопрос невозможно решить на месте, нужно выслать руководству заявление с перечислением всех своих требований. Заявление подготовить в двух экземплярах. Один остается у потребителя, второй отсылается по почте заказным письмом с уведомлением о получении.

  5. Если руководство учреждения игнорирует ваше заявление, вам стоит обратиться в организации, которые могут защитить потребителя: суд, организация по защите прав потребителя, Роспотребнадзор.

  6. Защищая свои интересы, покупатель обязан предоставить доказательства нарушения прав потребителя со стороны продавца услуг или товара или производителя продукции.

В качестве таких доказательств могут выступать аудио-видеозаписи, вещественные доказательства, документы.

Если досудебный порядок весь пройден, а результата нет, необходимо подавать иск в суд. Иск может подать как сам потребитель, так и его представитель — юрист, представитель общественной организации.

В суде также имеет смысл обратиться ко всем своим доказательствам — как документальным, так и вещественным и свидетельским.

Представитель потребителя должен иметь при себе доверенность, нотариально заверенную. В судебном заседании может принять участие помимо истца-покупателя и продавца-ответчика, представитель Роспотребнадзора.

Иски, в которых речь идет о товаре или услуге стоимостью до 50 тысяч рублей рассматриваются мировым судом. Те иски, где речь идет о более крупных суммах, рассматриваются районными судами.

Подаются исковые заявления либо по месту жительства истца, либо по месту нахождения организации-ответчика.

В исковом заявлении необходимо указать:

  • Точное название суда.

  • Точные данные потребителя, его представителя и их контакты.

  • Точное названия организации-ответчика.

  • Адреса организации — фактический и юридический.

  • Суть жалобы клиента.

  • Подтверждение навязывания услуги продавцом.

  • Подтверждение попыток досудебного решения вопроса.

  • Перечень все приложенных к иску документов.

Навязывание услуги чревато ответственностью продавца: признание сделки недействительной, возврат потребителю всех потраченных на сделку средств.

Для подтверждения факта навязывания услуги истцу важно использовать все имеющиеся доказательства, в том числе свидетельские показания.

Решить эти споры можно по большому счету только в суде.

Если у вас есть необходимость сделать своим представителем в суде юриста, обращайтесь к нам. Мы поможем.

Оцените автора
Минута Права
Добавить комментарий