Закон об ОСАГО с изменениями и судебной практикой

Страхование

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) является ключевым инструментом регулирования важных процессов в обществе. Речь идет о событиях, когда требуется компенсация ущерба третьим лицам при участии различных видов транспортных средств. Данный закон систематически корректируется, отражая позицию общества и юристов по ключевым вопросам действующего правового регулирования. Новая версия закона об ОСАГО 2019 года с изменениями и дополнениями вступила в силу с 1 июля 2017 года.

Идея закона о обязательном страховании гражданской ответственности

  • Данный закон определяет основные понятия и процедуры, необходимые для защиты прав пострадавших при авариях на дороге.
  • В соответствии с нормами закона, виновные должны нести финансовую ответственность для возмещения ущерба здоровью и имуществу пострадавшей стороны.
  • Эта ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.

Закон о страховании гражданской ответственности обязывает всех владельцев транспортных средств страховать риски причинения ущерба третьим лицам независимо от финансовых возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без обязательных полисов ОСАГО запрещена.

Контроль за соблюдением закона

Сотрудники дорожной полиции обязаны проверять наличие полисов ОСАГО у водителей. Кроме того, отдельная государственная структура занимается созданием общедоступной базы данных страхователей.

В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечет за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. За просроченную страховку предусмотрены штрафные санкции в размере 1000 рублей. Неуказание водителя в страховом полисе также карается штрафом в 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь диагностическую карту технического состояния автомобиля.

Законодательные органы планируют увеличить финансовую ответственность за нарушения в этой области, что будет отражено в новой редакции Закона об ОСАГО.

Изменения в законе о страховании ОСАГО и будущие перспективы

  1. Одним из важных изменений в Законе об ОСАГО стало установление новых сроков для осмотра повреждений автомобиля представителями страховых компаний. Теперь страховщик обязан оценить ущерб в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП.
  2. Был введен запрет на независимую экспертизу, которая ранее часто проводилась в пользу одной из сторон. Документы с результатами самостоятельной экспертизы в настоящее время лишены юридической силы.
  3. Срок рассмотрения претензий владельцев автомобилей к страховым компаниям был увеличен с пяти до десяти дней.
  4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть менее одного года.
  5. С мая 2017 года в России начала действовать система натурального возмещения по ОСАГО, которая изменит структуру рынка автострахования. Денежные выплаты будут заменены перечислением средств на счета СТО, занимающиеся ремонтом автомобилей с ущербом. Список сервисов, с которыми страховая компания заключает договор, должен быть опубликован на ее официальном сайте. В случае, если клиент не удовлетворен предлагаемыми услугами, он может обратиться в страховую компанию с обоснованной жалобой. Этот механизм начал действовать с 28 марта 2017 года, когда изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
  6. В текущем году были увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, где лимит составит 100 000 рублей. Финансовая компенсация будет выплачиваться в случае, если счет СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не готов оплатить оставшуюся сумму. Кроме того, финансовое вознаграждение предусмотрено при высоких рисках задержки ремонта (более 30 дней), в случае невозможности восстановить поврежденное транспортное средство и при наличии дополнительных письменных соглашений между страхователем и страховщиком.

chto-izmenitsya-v-zakone-ob-osago-s-2019-goda
Дискуссии относительно статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и по сей день. Различные споры обусловлены:

  • Недостаточной ответственностью страховых компаний за выполнение своих обязательств;
  • Возможностью двойственной интерпретации некоторых положений, которые нечетко определяют ситуации и понятия;
  • Высоким риском недоумений судебных органов, часто оказывающихся в сложных юридических ситуациях;
  • Распространением поддельных полисов ОСАГО;
  • Необходимостью дополнительной оплаты за ремонт автомобиля пострадавшей стороны из ее собственных средств.

Помимо перечисленных аспектов требуют дальнейшего усовершенствования с учетом объективных реалий. Даже новая редакция Закона об ОСАГО наверняка будет подвергаться разнообразным изменениям в ближайшем будущем.

С 1 января 2017 года возможно приобретение полиса ОСАГО через интернет. Кроме того, вступает в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему ущерб в определенных случаях. Особое внимание уделено ответственности за сознательное предоставление ложных данных при покупке электронного полиса ОСАГО, что приведет к снижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона будет обязана оплатить не только ремонт автомобиля, но и возместить разницу в страховом полисе страховой компании.

Такая практика считается нормальным явлением в цивилизованном обществе, желающем обеспечить защиту прав граждан в справедливом правовом поле. Особенность здесь заключается в неоднозначном отношении к исполнению норм закона, усугубляемом попытками страховых компаний уменьшить или аннулировать свои обязательства. Предложенные поправки к Закону об ОСАГО позволяют увеличить эффективность данного правового акта.
Со страницы zakonobosago.ru

Практика судебного решения и законодательство – Закон об ОСАГО

Указание Банка России от 06.04.2017 № 4347-У О внесении изменений в Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П “О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

“При возмещении согласно пунктам 4.17.1 и 4.17.2 настоящих Правил причиненного потерпевшему ущерба в натуре в случае нарушения срока восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства страховщик за каждый день задержки выплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5 процента от суммы страхового возмещения, но не более этой суммы.

Банка России от 26.04.2017 № ИН-015-53/18 “О порядке восстановления причиненного вреда в натуре в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.03.2017 № 49-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”

Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее – Закон об ОСАГО) предусматривает два способа предъявления потерпевшим (выгодоприобретателем) требования о возмещении причиненного ущерба его имуществу:

Приказ Росмолодежи от 14.04.2017 № 107 “Об утверждении системы ключевых показателей реализации государственной молодежной политики органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на 2017 год”

Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (ОСАГО) № 40-ФЗ от 25.04.2002 (в случае ДТП);

Коллективный договор;

Выплата страховых компенсаций в рамках Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации” и Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае других видов страхования);

Постановление Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 № 6-П “По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.С. Аринушенко, Г.С. Бересневой и других”

Новый Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” призван дополнительно защищать права потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств другими лицами. Этот Федеральный закон обязывает владельцев транспортных средств страховать риск своей гражданской ответственности на условиях и в порядке, установленных законом и в соответствии с ним, что вытекает из пункта 1 статьи 4, и утверждает недопустимость использования транспортных средств без страховки, обязанность которой владельцы транспортных средств обязаны выполнять по требованию федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ. Подобная обязанность владельцев транспортных средств применять обязательное страхов

Оцените автора
Минута Права
Добавить комментарий